Авторы: Л.Г. Хачатрян, М.С. Максимова, И.Ю. Ожегова, Н.А. Белоусова, А.Я. Шишов
Издание: «Вопросы практической педиатрии», том 11, № 3, стр. 57–61
Год: 2016
Аннотация: Цель. Изучение нарушений психосоматического статуса детей в условиях дебютной социализации, а также коррекция этих нарушений. Пациенты и методы. Диагностический дизайн включал в себя клиническую балльную оценку соматического и неврологического статуса, нейрофизиологическое исследование — ЭЭГ головного мозга, проведение теста психоэмоционального состояния (теста Люшера). Лабораторные исследования включали в себя клинический и иммунологический анализ крови (оценку гуморального и клеточного звена). Все пациенты были разделены на 5 групп: З основные группы и 2 контрольные. Основные группы получали разные варианты коррекции: 1-я — Ликопид® (10Л), 2-я — фенибут (20Ф), 3-я — Ликопид® и фенибут вместе (ЗОЛФ). Результаты. Впервые было верифицировано доминирование эмоционально-психологического фактора над иммунологическим при их первичной адаптации в детские дошкольные учреждения: при психологическом тестировании выявились нарушения эмоциональной сферы и мотивации, нарушение процессов физиологической компенсации в стрессовых ситуациях, лишь у 8 пациентов (3,6%) отмечался тест в 4,5 баллов (норма).
Лабораторные иммунологические тесты выявили следующие нарушения гуморального и клеточного звена: незначительное снижения уровня иммуноглобулина А у 24 пациентов (11%), повышения уровня иммуноглобулина G у 17 детей (7,7%) и повышение иммуноглобулина Е (без клинических проявлений) у 9 пациентов (4,1%). Наилучшую адаптацию имели дети, получавшие фенибут или фенибут вместе с Ликопидом. У детей этих групп показатели неврологического и соматического статуса не только не ухудшались в процессе социализации в ДДУ, но и имели тенденцию к улучшению в 1,9 раз в 20Ф и 1,5 раза в ЗОФЛ группах за счет нивелирования невротических проявлений и декременции частоты заболеваемости. Заключение. Сочетанное использование фенибута и Ликопида позволяет снизить частоту заболеваний в 2,2 раза по сравнению с контрольной группой, обеспечить психологический и эмоциональной комфорт ребенка, превентировать невротические реакции, которые чаще всего дебютируют в этом возрасте , данный подход рекомендован к широкому применению в практическом здравоохранении при первичной социализации у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольный возраст, ликопид, психосоматическая адаптация, фенибут