Главная/Статьи/Экзаменационный стресс и иммунитет

Экзаменационный стресс и иммунитет

« Назад

 

 

 

 

*Дата последнего обновления статьи: 03-05-2022 how_3_3  


Весна – конец учебного года. Детский организм утомлен, ослаблен. Дети еще не оправились от весеннего авитаминоза,  а впереди еще целая череда экзаменов, выпускных и не очень. Кругом только и разговоров о том, как сдать экзамен, как не провалить, бесконечные наставления  и предостережения от взрослых, советы, советы, советы… напряженная работа, эмоциональный подъём, тревога, ожидание, переутомление.

В такой обстановке начинают нервничать все: родители, дети и даже отличники.

Школьники и студенты массированно погружаются в состояние предэкзаменационного стресса. Это явление довольно распространенное, сколько и опасное. Главная опасность заключается в том, что стресс  значительно снижает защитные способности организма сопротивляться болезням (т.е. угнетает иммунитет), а также провоцирует обострение существующих хронических заболеваний.

Статья - экзаменационный стресс и иммунитет

Большинство сегодняшних школьников имеют различные отклонения в здоровье, поэтому можно утверждать, что они испытывают особенно сильное влияние стресса на организм.

• Взглянем на реальные цифры

Регулярно проводимые наблюдения за состоянием здоровья школьников во время сдачи экзаменов показали  что, за экзаменационный период:

  • 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе
  • кровяное давление учащихся повышается до 140-155 мм ртутного столба

У отдельных учащихся давление повышалось о 170-180 мм. ртутного столба, а пульс доходил до 120-130 ударов в минуту. Такие показатели характерны для гипертоников с солидным стажем заболевания ил спортсменов, испытывающих серьезные физические нагрузки.

shutterstock_197766068

Длительное ожидание экзамена, а также высокая степень неопределенности (повезет-не повезет) вызывают настоящую «гормональную и вегетативную бурую» в организме.

• Результаты анкетирования учащихся показали, что:

  • 33% учащихся жаловались на учащенное сердцебиение;
  • 31% - отмечали расстройство сна;
  • 20% - жаловались на то дрожь в коленях, слабость;
  • 8% - сообщали о неприятных ощущениях в груди;
  • 4% - жаловались на головные боли и др.

Эти цифры показывают, что экзаменационный стресс – это реальность среди наших школьников.

Давайте рассмотрим это явление более подробно и поймем: что же делать и как помочь детям и подросткам, сдающим экзамены. Очевидно, что в период сдачи экзаменов остро нуждаются в помощи.

• Что такое стресс?

Стресс (англ. stress - напряжение) – это физиологическая реакция организма, возникающая под влиянием сильного воздействия, которая выражается в состоянии напряжения, подавленности и спада.  

В небольших дозах или в течение краткого периода времени стресс может приносить пользу. Он помогает мобилизовать все силы (умственные и физические) для достижения результата.

Стресс, испытываемый в течение долгого времени, вызывает перенапряжение, истощение, вплоть до полного расстройства жизнедеятельности.

• Как проявляется стресс?

Каждый в своей жизни сдавал экзамены и прекрасно знает – что такое экзаменационный стресс и как он выплескивается» наружу на: эмоциональном, физическом и интеллектуальном уровнях. Несчастные школьники или студенты, сдающие экзамены атакуются стрессом «по всем фронтам».

В душе разражается самая настоящая «эмоциональная буря»: напряженность, обеспокоенность, взволнованность, озабоченность, ощущение угрозы и опасности, замешательство, тревога, страх, смятение, растерянность, паника, ужас.

Тело подводит в самый неподходящий момент: головные боли, нарушение пищеварения (вздутие живота, тошнота, диарея), частое мочеиспускание, спазмы и боли в животе, мышечные судороги (дрожь в коленях, сжатые челюсти и кулаки, «ком в горле»), боли в шее и спине, учащенное дыхание и сердцебиение, нехватка свежего воздуха, «двоение в глазах», становится сбивчивой речь, дрожит голос, нападает сонливость. Обостряются хронические болезни, кожные заболевания, аллергия. Организм не выдерживает перенапряжения и «сдается» простуде, гриппу и инфекциям.

Ум «отказывается служить и выкидывает не меньшие фокусы». На студента нападает «прокрастинация» (уход от причины, вызывающей болезненную реакцию). Нападает нерешительность, ослабевает внимание и память, «путаются» мысли. Внимание как за спасительный канат хватается за всякую возможность, чтобы уйти от источника стресса (необходимости заучить материал, например).

shutterstock_146848928

Накануне экзамена начинается: «Мам, а можно я в магазин схожу?», «Ой, у меня тетрадки закончились!», «Давай я тебе по дому помогу», «Надо порядок на рабочем столе навести» - знакомое всем явление. Так организм защищается от стресса, который он воспринимает как настоящую боль. Переключая внимание на посторонние дела, он таким образом уходит от причины боли и испытывает настоящее облегчение и успокоение.

• Как стресс влияет на иммунитет?

Откуда появляется экзаменационный стресс? Какие факторы провоцируют его появление?

  1. Во время подготовки к экзаменам организм испытывает интенсивные умственные нагрузки
  2. Из-за длительной неподвижности (сидение «за учебниками») нагрузке и напряжению подвергаются одни и те же мышцы
  3. Нарушается режим питания
  4. Нарушается режим сна и отдыха
  5. Преобладают негативные переживания

Все вместе эти факторы негативно влияют на организм и на нервную систему, провоцируя появления стресса и серьезно угнетая иммунитет.

• Опасно недооценивать

Все вместе эти факторы негативно влияют на организм и на нервную систему, провоцируя появления стресса и серьезно угнетая  иммунитет. Влияние экзаменационного стресса на психику и организм учащегося серьезно недооценивается. Социальные опросы показывают, что учащиеся воспринимают экзамен как:

  • «поединок вопросов и ответов»
  • «изощренную пытку»
  • «интеллектуальную и эмоциональную перегрузку»

Страх перед экзаменом часто обусловлен его значимостью в жизни молодого человека. От его результатов зависит социальный статус молодого человека в обществе, самооценка, перспективы поступления в ВУЗ и профессиональный карьерный рост. Страх же заставляет многих учащихся снимать с себя ответственность за результат экзамена и «перекладывать его на плечи» внешних факторов.

shutterstock_145276375

Так на вопрос: «Что больше всего вас тревожит перед экзаменом или вызывает сомнение?»

  • 49% - ответили, что на получение хорошей оценки затрудняет «сложный билет»;
  • 21% - недоброжелательное отношение экзаменатора;
  • 11% - неуверенность в себе;
  • 10% - плохое физическое состояние.
  • И только 8,5% учащихся указали на «низкий уровень знаний».

А ведь от того, насколько правильно учащийся справится со стрессом, зависит не только его успешность на экзамене, но и его здоровье.

• Как помочь иммунитету справиться?

Простые и всем понятные рекомендации помогают справиться с сильным волнением во время экзаменов и поддержать организм. В первую очередь, нужно работать над тем, что представляет угрозу здоровью организма.

  1. Необходимо наладить чередование сна и бодрствования. Учащемуся необходимо высыпаться! Помимо ночного сна, в период подготовки к экзаменам, можно позволять и дневной сон, продолжительностью 1-1,5 часа.
  2. Избегать соблазна принимать успокоительные лекарства. И категорически не принимать успокоительные в день экзамена. Они подавляют умственную деятельность.
  3. Делать перерывы между учебой. Кроме кратковременных перерывов нужно делать 1-2 часовых перерыва и проводить их на свежем воздухе.
  4. Наладить 4-5 разовое регулярное питание, чтобы избежать истощения организма. В диете обязательно должны присутствовать свежие фрукты и овощи, мясо, рыба. Можно и нужно устраивать частые «перекусы» орешки, сухофрукты, бутерброды.
  5. Обильно потреблять воду, постараться исключить крепкие напитки (чай и кофе).
  6. Навести порядок на рабочем месте.
  7. Делать дыхательную и «психологическую» гимнастику, чтобы снять напряжение.

Если же в период сдачи экзаменов организм пал жертвой «атаки» экзаменационного стресса и поддался хроническим болезням или инфекциям, необходимо своевременно оказать иммунитету мощную поддержку.

ЛИКОПИД с таблетками 1 мг 10_30

Современный иммуномодулятор последнего поколения Ликопид® 1 мг поможет иммунитету ученика или студента справиться с «навалившимися» болезнями и успешно преодолеть экзаменационную пору «без потерь».

• Помогите справиться ученику!

Но больше всего учащиеся нуждаются в эмоциональной поддержке!  Помогите своим детям или близким справиться с экзаменационным стрессом.

  • Покажите им, что они вам дороги вне зависимости от результатов экзаменов
  • Не упрекайте их, не завышайте планку требований
  • Не сравнивайте его с другими учениками
  • Не драматизируйте ситуацию, настраивайте на успех и на позитив
  • Не усугубляйте стресс обещанием «вознаграждения»
  • Устраивайте «смешной» перерыв. Помогите ученику расслабиться.

И помните, от того, как ученик справится со стрессом, зависит его здоровье!


© Источник: Здоровье с Еленой Малышевой


 

​​​Тренируйте свой иммунитет и будьте всегда «в строю»!

Купить лекарственный препарат Ликопид® можно по доступной цене в удобной для вас аптечной сети или сделать заказ, выбрав доставку в ближайшую аптеку рядом с домом или по дороге на работу.

Купить Ликопид® 1 мг


С показаниями к применению и схемой приема препарата Ликопид® 1 мг  можно ознакомиться, прочитав инструкцию.

Ликопид® инструкция по применению

 

 


v.3.new-task-crmРекомендуем к прочтению статью на актуальную тему:

Опять болеем - как выбраться из череды простуд?

2022-05-10 • Ребёнок опять болеет? Как выбраться из череды простуд?

Часто болеющие дети – это собирательное понятие, а не диагноз!
ЧБД – это термин, обозначающий группу детей, выделяемую при диспансерном наблюдении, характеризующуюся более высоким, чем их сверстники, уровнем заболеваемости острыми респираторными инфекциями.

Выделяют 5 групп ЧБД по предрасполагающим механизмам:*
  • 1-я группа.  Дети с преобладающими явлениями аллергии и аллергической патологией в анамнезе.
  • 2-я группа.  Дети преимущественно с неврологической патологией.
  • 3-я группа.  Дети с первичными вегетососудистыми дистониями, обусловленными наследственным характером.
  • 4-я группа.  Дети с преимущественным поражением лимфатической системы с рождения.
  • 5-я группа.  Дети с преимущественными обменно-конституционными нарушениями.

*Омолоева Т.С. «Часто и длительно болеющие дети – группа диспансерного наблюдения на педиатрическом участке» – Иркутск, 2012, 27 с.

Ссылка на статью



 К прочтению Для специалистов в сфере медицины, фармацевтики и здравоохранения рекомендуем научную статью к прочтению:

Эффективность применения иммунокорригирующих препаратов для профилактики респираторных инфекций и их осложнений у часто болеющих детей (ЧБД).

Авторы: Майоров Р.В., Черешнева М.В., Верзилин С.Д., Черешнев В.А.
Издание: «Медицинская иммунология», том 15, № 3, стр. 255 – 262

Ссылка на статью

 



Размещенные на настоящем сайте материалы носят информационный характер и не являются рекламой производителя и выпускаемых им лекарственных препаратов. Информация, представленная на сайте, предназначена для просмотра только совершеннолетними лицами. В случае возникновения нежелательных явлений на фоне приема препарата или претензий по его качеству просьба сообщить в компанию АО «Пептек». Вы также можете обратиться на страницу обратной связи по фармаконадзору. Регистрационный номер ЛС-001438 от 23.09.2011 г. ​​​​​​Дата переоформления: 17.08.2020 г. Свидетельство на товарный знак № 154238, 154239. Данный веб-сайт использует собственные файлы cookie, чтобы сделать его посещение  более удобным, о чём мы информируем, согласно /RGPD/ - Европейского регламента о защите данных потребителей.  Если вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что вы даёте согласие на использование файлов cookie.
Политика конфиденциальности и условия обработки персональных данных
Акционерное общество «Пептек»
119571, Россия, Москва, пр-кт. Вернадского, д. 94, корп. 2, оф. 2008

НАВЕРХ

На сайт АО Пептек
Раздел для специалистов