Автор: С.В. Гурьянова
Издание: АО «Пептек»
Год: 2020
Аннотация: В статье приводятся многочисленные примеры, доказывающие способность вакцины БЦЖ защищать от инфекций бактериальной и вирусной этиологии и формирование «тренированного иммунитета».
Ключевые слова: вакцина бцж, иммунитет, вакцинация, ликопид, пандемия covid-19, sars-cov-2, цитокиновый ответ, мурамилпептиды
Вакцина БЦЖ создана на основе ослабленного штамма бычьего типа микобактерии Mycobacterium bovis, выведенного Кальметом и Гереном в 1913 году, и до сих пор используется во многих странах для защиты от туберкулеза и других заболеваний, для активации иммунитета.
В последнее время широко дискутируются в научной литературе и открытой печати взаимосвязь вакцинации БЦЖ и уровня смертности от COVID-19 и обнаруженная прямая корреляция:
Рисунок №1: COVID-19 и вакцинация от туберкулёза
Более подробная информация: https://www.bbc.com/russian/features-52220500
Научное обоснование обнаруженной взаимосвязи дается в публикации профессоров Школы биохимии и иммунологии, Института биомедицинских наук Тринити-колледжа г. Дублина (Ирландия) Luke A. J. O’Neill и Mihai G. Netea (https://www.nature.com/articles/s41577-020-0337-y#auth-2). Анализируя обнаруженную корреляцию, авторы обращают внимание на другую возможность: дети реже болеют по сравнению с людьми преклонного возраста, так как у детей прошел меньший период времени, чем у пожилых людей, после вакцинации БЦЖ и их иммунитет оказался «тренированным», в отличие от пожилых.
В статье приводятся многочисленные примеры, доказывающие способность вакцины БЦЖ защищать от инфекций бактериальной и вирусной этиологии и формирование «тренированного иммунитета»:
Рисунок № 2. Тренированный иммунитет противовирусной защиты хозяина
Авторы говорят о необходимости рандомизированных контролируемых испытаний, чтобы обеспечить наивысшее качество доказательства гипотезы о том, что вакцинация БЦЖ может защитить от COVID-19:
«Учитывая непосредственную угрозу пандемии SARS-CoV-2, испытания должны быть разработаны и начаты как прагматические исследования с выполнимыми первичными конечными точками, которые могут быть выполнены быстро и которые могут дать результаты за короткий период.
Разумно предположить, что они сначала будут в группах с высоким риском заражения или с высоким риском смертности, таких как персонал больниц, работающий в тесном контакте с пациентами с COVID-19, или пожилые люди. Действительно, испытания, оценивающие эффективность вакцинации БЦЖ у этих категорий людей, в настоящее время проводятся в Нидерландах, Австралии и Греции, в то время как другие испытания планируются в Соединенных Штатах, Великобритании, Дании, Франции, Уругвае, Танзании, Уганде и Африке.
Один важный аспект связан с усилением врожденного иммунного ответа БЦЖ. Может ли это быть вредным, учитывая тот факт, что чрезмерный цитокиновый ответ был связан с осложнениями у пациентов с COVID-19? Можно ли утверждать, что у здоровых людей, вакцинированных БЦЖ, у которых врожденный антимикробный механизм будет усилен тренированным иммунитетом, это, скорее всего, приведет к ингибированию репликации вируса, снижению вирусной нагрузки и, следовательно, уменьшению воспаления и симптомов.
Эта гипотеза подтверждается снижением виремии, наблюдаемой после вакцинации против желтой лихорадки у лиц, ранее вакцинированных БЦЖ. Напротив, первоначальный дефектный противовирусный ответ у некоторых лиц с высоким риском (например, у пожилых людей) может привести к высоким вирусным нагрузкам, стимуляции неэффективного системного воспаления и тяжелым заболеваниям. Разрыв петли системного воспаления может оказать благотворное влияние на этих пациентов.
Таким образом, мы предполагаем, что индукция тренированного иммунитета БЦЖ могла бы обеспечить защиту от COVID-19. Существует острая необходимость в разработке стратегий для сдерживания SARS-CoV-2 и ограничения пандемии, в результате которой треть населения Земли находится в карантине. Использование подходов для индуцирования тренированного иммунитета для защиты от COVID-19 может не ограничиваться БЦЖ…».
Авторы публикации упоминают возможность использования мурамилпептидов (MDP) для повышения неспецифической резистентности.
В семидесятые годы прошлого века французские ученые предприняли попытки установить минимальный компонент вакцины БЦЖ, ответственный за проявление активности, им оказался фрагмент клеточной стенки бактерии Mycobacterium bovis – мурамилдипептид. Позже выяснилось, что мурамилдипептид входит в состав практически всех известных бактерий, специфически связывается с рецептором NOD2 и запускает каскад реакций, в результате которых патоген уничтожается. При этом обнаружилось, что вырабатываются активные вещества не только для борьбы с бактериями, но и с вирусами – активируется врожденный иммунитет. Фактически за реализацию активности БЦЖ ответственны мурамилдипептиды.
На основе мурамилпептидов созданы лекарственные препараты, они входят в состав лекарственных композиций для терапии широкого ряда заболеваний и используются в 27 странах Евросоюза, Японии, Канаде, 9 странах бывшего Советского Союза. В России лекарственное средство на основе мурамилпептида – препарат Ликопид®.
Ликопид® более 25 лет используется для поддержания иммунной системы организма и активизации борьбы с инфекцией, успешно применяется в комплексе с противоинфекционными лекарственными средствами и в качестве монотерапии именно потому, что активирует систему врожденного иммунитета.
Препарат Ликопид® – первый зарегистрированный иммуномодулятор в России, его активность подтверждена исследованиями клиницистов из Латвии, Великобритании, Австралии.
В России исследования проходили в ведущем учреждении страны – Институте иммунологии. Опубликовано более тысячи работ и сделано более 400 диссертаций, во многих из них лекарственный препарат Ликопид® используется как эталон. Отличает препарат Ликопид® от других соединений наличие специфического NOD-2 рецептора.
Препарат Ликопид® 1 мг не имеет побочных эффектов, используется и детьми, и взрослыми, продается без рецепта, профилактический приём способствует усилению иммунной защиты.
Автор: к.б.н. Гурьянова С.В.